You are viewing sophia_oriental

Sophia Orientalis
Лотос, которого... не было в искусстве Древнего Египта. 
10th-Mar-2008 04:55 am


Утверждение о том, что по египетскому поверью «из лотоса рождается Солнце», верно лишь отчасти. Настоящий розовый лотос (Nelumbo nucifera), был завезен в Египет из Персии уже в Позднее время и крайне редко появляется в искусстве эллинистической эпохи.



Голубая водяная лилия (Nymphaea cerulea). Озеро в парке Египетского музея в Каире. (с) фото мое, 2005 г.


Утка, плывущая по заводи. Фрагмент росписи пола царского дворца в Ахетатоне. Штук, роспись, лак. 14 в. до н.э. Мюнхен, Египетский музей (с) фото - Вернер Форман

В Древнем Египте были известны два вида растения сешен - водяной лилии, которая по старинке в египтологической литературе именуются «лотосом»: белая (Nymphaea lotus) и голубая (Nymphaea cerulea). Именно белая водяная лилия была с Нового царства геральдическим растением Верхнего Египта, в то время как голубой лотос имел более священное значение и был в значительной степени связан с заупокойным культом, поскольку голубой в Древнем Египте – цвет траура.


Светильник в форме цветка белой водяной лилии. Из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.


Подставы с "немсет" - сосудами для возлияний, украшенные букетом голубых лилий. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

По словам Геродота, цветки этой лилии, которую он также называет лотосом, были особенно ароматны и потому часто использовались на пирах; Геродот также указывает, что простые египтяне часто использовали в пищу сушеные семена лилии, которые были отнюдь не лакомством, а пищей в голодные годы.


Ритуальное "блюдо Нуна", с изображением водяных лилий и масок богини Хатхор. Фаянс. 15 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.


Кубок в форме цветка водяной лилии из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Благодаря тому, что цветок водяной лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, он играл очень важное значение в гелиопольской космогонической традиции, в соответствии с которой именно в цветке лилии из вод Нуна, предвечного хаоса, появилось солнечное божество.


Тутанхамон, рождающийся из цветка водяной лили, подобно божественному Солнечному младенцу. Дерево, штук, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - Вернер Форман


"Косметическая" ложечка в форме девушки, несущей дары реки и букеты лилий. Дерево. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Лилия была символом возрождения, а потому связывалась с заупокойным культом. Так, венки, которыми украшали гроб и статуи умершего, довольно часто были выполнены из цветов водяной лилии, а четыре сына Хора, боги-покровители усопшего, связанные с северной частью неба, также изображались стоящими на цветке лилии, вырастающей из под престола Осириса, владыки иного мира.


Рамсес II, держащий золотую лилию с четырьмя духами, сыновьями Хора, перед Осирисом. Рельеф из храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.


Водяная лилия со стоящими на ней сыновьями Хора, растущая из "чистого" озера Кебеху, на котором покоится престол Осириса. Фрагмент виньетки из "Книги мертвых" Хунефера. Папирус. 13 в. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - egyptarchive.co.uk

Менат – противовес к ритуальному ожерелью богини Хатхор, владычицы любви, жизни предвечной матери, часто имел форму стилизованного тела богини, беременной солнцем или луной; в этом случае с одной стороны мената круглая «утроба» богини содержала изображение ее младенца, родившегося из цветка водяной лилии, а с другой стороны – сам цветок, распустившийся на рассвете.


Менат с изображением лунного младенца, сидящего на цветке лотоса в чреве богини-матери. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.


Лунная ладья, плывущая по озеру с лилиями. Пектораль из гробницы Тутанхамона. Золото, электрум, стекло, полудрагоценные камни. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Голубая лилия считалась символом бога Нефертума, согласно изречению 266 «Текстов пирамид», - «ароматного цветка у носа Ра», изображавшегося с водяной лилией на голове. Изречение 81 из «Книги мертвых» говорит о трансформации духа умершего в цветок водяной лилии: «Я – этот чистый цветок лилии, который поднялся из рассвета, который у ноздрей Ра. Я появился, чтобы найти Хора, ибо я тот, кто чист, тот, кто явился из топи… О, цветок лилии, подобный Нефертуму…» Этот цветок часто помещали поверх приношений на жертвенном алтаре, поскольку его особенный аромат привлекал богов и души усопших предков.


Нефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н.э. (с) фото - kv5.com


Статуэтка Нефертума. Серебряный сплав. 9-6 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Нефертум, сын Птаха и Сехмет, почитавшийся в Мемфисе, считался покровителем ароматных масел и благовоний; известны названия семи священных масел, подвластные богу и использовавшиеся при бальзамировании. Кроме того, Нефертум связан с луной и белыми металлами, именно поэтому его статуи часто изготавливались из серебра. Судя по текстам на некоторых амулетах, Нефертум в гневной форме повелевает ядами, и может быть опасным для человека, подобно своей матери Сехмет.


Статуэтка гмппопотама, расписанного цветами и листьями водяной лилии. Фаянс. 19-18 вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств. (с) фото - Вернер Форман


Капитель колонны в форме букета голубых водяных лилий. Храм богини Исиды на острове Филе. I в. до н.э. (с) фото мое, 2002 г.

В отличие от распространенного мнения, в архитектуре Египте никогда не было «лотосовидной» капители. То, что зачастую выдают за лотос, на деле было стилизованным изображением распустившейся метелки папируса. Колонны с капителями в виде цветка водяной лилии или букета лилий встречаются со времени V династии, но крайне редки и, использовались, в основном, для декорировки жилых помещений дворцов и частных резиденций. Чуть большее распространение этот вид капители получил в Греко-римское время.


Реконструкция полихромной росписи капители из храма Исиды, сделанная на основе зарисовок Дэвида Робертса. Автор неизвестен.

(с) текст - Виктор Солкин
Верхняя иллюстрация - царь Сети I, поливающий священной водой горшки с водяными лилиями и папирусом, посвященные богу Сокару. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2007 г.
sand
Comments 
10th-Mar-2008 03:08 pm (UTC) - Спасибо за всё
Спасибо! Не только за оперативность, но за безумно интересный материал.
("о, сколько нам открытий чудных...":)))
10th-Mar-2008 03:17 pm (UTC) - Re: Спасибо за всё
Совершенно невозможно придти в сообщество к таким замечательным дамам без цветов :-)
10th-Mar-2008 03:49 pm (UTC) - Re: Спасибо за всё
Ну, спасибо так спасибо! :) Замечательный материал!
Сразу будет ориентиром качества!
10th-Mar-2008 03:52 pm (UTC) - Re: Спасибо за всё
Эх, какой там ориентир без инвентарных номеров памятников... Ночью лень замучала поднимать Вену и Мюнхен... :-)
10th-Mar-2008 04:50 pm (UTC) - Re: Спасибо за всё
Инвентарные номера мы Вам простим ;) - я сама далеко не всегда знаю их, особенно без каталогов, с собственных фотографий из разных музеев. Кстати, иногда пишут № на этикетке, но не всегда и не везде.
10th-Mar-2008 04:20 pm (UTC) - Re: Спасибо за всё
Реверансируем хором!
10th-Mar-2008 05:48 pm (UTC)
Вы мне заново открываете Египет :)
10th-Mar-2008 08:34 pm (UTC) - Спасибо за интересный рассказ...
Во как? Ну, приплыли тапочки к дивану! Стало быть, не из лотОса рождается солнце? А из лилии? Испортили всё видЕние.

...Из Чюрлёнисовского моря высовывается розовый лотОс, открывается, и розовое солнце поднимается над бескрайней пучиной вод... А что какая-то траурная лилия? Почему мне раньше никто не сказал?! (Принимается скандалить).

И цвет голубой - траурный? Ну что такое! Это я траур всю жизнь люблю носить, да-а?

А почему Осирис с зелёным лицом? Это был иконографический канон? Я как-то никогда не обращала внимания.
10th-Mar-2008 11:28 pm (UTC) - Re: Спасибо за интересный рассказ...
Не надо "скандалить", когда Вам приводят массу полезной информации, ломающей ненужные стереотипы. :-)

Зеленый - цвет вечной жизни, традиционный, наряду с черным, цвет лица Осириса. Приглядитесь к изображениям.
10th-Mar-2008 08:37 pm (UTC)
Да, и ещё: а что у Тутанхамона с черепом? Водянка? Или? Он такой и вправду был? Ужас какой... Фу-у...
10th-Mar-2008 11:30 pm (UTC)
Только давайте впредь без "фу-у", хорошо? Все-таки это профессиональное сообщество со своими правилами, которые стоит уважать. Портрет сделан еще в Амарне, он детский. Это переложение на Тутанхатона черт внешности, в частности формы черепа, Эхнатона, как главы правящей семьи и, скорее всего, его отца.
11th-Mar-2008 06:12 am (UTC)
Сорри, не заметила, что плавно переместились в сообщество.
То есть все члены семьи Эхнатона, к счастью, уродцами не были, как о том писали в советское время, а это всего лишь магический приём. Спасибо, очень интересно.
26th-Jan-2011 09:07 pm (UTC)
Получается,Виктор, что у Ивана Рак в "Мифах Древнего Египта" в описании Нефертума надо делать испрасления )))
26th-Jan-2011 09:08 pm (UTC)
Пардон - исправления
26th-Jan-2011 09:10 pm (UTC)
Иван Рак - не египтолог, ни археологии Египта, ни древнеегипетского языка не знает. Его книги с пересказами, весьма отдаленными, египетских мифов пестрят дикими ошибками. В свое время его макулатуру активно переиздавали, теперь вот и плодятся посеянные им перлы.
27th-Jan-2011 03:17 pm (UTC)
Я же об этом и говорю. "Древнеегипетские мифы" Милицы Эдвиновны переписаны как под копирку.Сам он закончил Ленинградский индустриальный техникум, а после армии поступил на физический факультет Лен. университета.С 3-го курса учебу бросил, работал сторожем и т.д и т.п. Но дело не в этом. С какого перепугу его печатали в серии "Александрийская библиотека" наряду с Тураевым,Эмери, Коростовцевым, Перепелкиным и т. д.????
This page was loaded Apr 18th 2014, 1:44 pm GMT.